Главная страница

"Bobina"   Электровоз Е499


Публикации

QR код

Электровоз Е499 первого выпуска


    Крупнейшее Чехословацкое предприятие – «Заводы Skoda (В период социализма - заводы им. В.И. Ленина»), - было основано в 1859 г. и получило широкую мировую известность. Эти заводы в 1953 г. выпустили первый магистральный электровоз постоянного тока напряжением 3000 В для обслуживания грузовых и пассажирских поездов. Электровоз был спроектирован «Заводами им. В.И. Ленина» в сотрудничестве со швейцарскими фирмами "Внитертур" и "Сешерон", имевшими к тому времени большой опыт создания универсальных электрических локомотивов. Электровозы типа Е499 оборудованы шестиполюсными тяговыми электродвигателями AL-4846zT мощностью при часовом режиме 586 квт, установленными на раме тележек. Привод от электродвигателей выполнен пластинчатым системы Сешерон, зубчатая передача односторонняя. Конструкция тележки позаимствована у Швейцарского электровоза серии Ае4/4 линии Берн-Летчберг-Симплон. Последняя оказалась столь удачной, что использовалась с небольшими изменениями  и в более поздних модификациях швейцарских локомотивов, равно как и в электровозах Шкода серий ЧС-7 и ЧС-8, поступивших в серийное производство в 80-х годах.


    Электровозы первоначального типа Е 499.0, получившие в среде местных железнодорожников, прозвище “Bobina”, строились до 1959 г. Успешная эксплуатация Е499 не осталась незамеченной за пределами ЧССР и в 1956 г. МПС СССР заказал заводам Шкода два электровоза, обозначенные изготовителем как тип 24Е. Согласно условиям поставки, локомотивы должны были иметь общий (он же сцепной) вес 84 т -/+ 3%, мощность часового режима 2344 КВт и скорость при этом режиме 62,2 км/ч. Электровозы должны были быть оборудованы автосцепками СА-3, кранами машиниста Шкода 0, утепленными кабинами машиниста, токоприемниками, установленными на кронштейнах для обеспечения стабильного контакта с проводом, подвешенным на высоте от головки рельса до 6900 мм. Эти локомотивы, получившие обозначение ЧС1 (Чехословацкие, 1-й тип) № 001 и 002, прибыли в Советский Союз в начале 1957 г. и поступили в депо Перерва Московско-Курской-Донбасской дороги для испытаний на экспериментальном кольце ЦНИИ МПС и эксплуатационной проверки с пассажирскими поездами на участке Москва-Серпухов. По итогам эксплуатации были внесены предложения по изменению конструкции, в частности, серийные ЧС1, а позже и ЧС3, получили прямоугольные окна и несколько иную систему рессорного подвешивания. Эти же изменения были применены и для всего семейства Е499. Модернизированные электровозы получили в Чехословакии обозначение серии Е499.1


Электровозы ЧС1 первого выпуска в депо Перерва


    Теперь о модели:  забегая вперед, скажем, что это одна из наиболее долго продержавшихся на конвейере позиций. К тому, же это одна из первых моделей электровозов, выпущенных под торговой маркой Zeuke. Справедливости ради, отметим, что без сотрудничества с фирмами “HERR” и “Gutzold” ничего подобного бы не получилось. Впрочем, не обошлось и без казусов. При проектировании модели была допущена серьёзная ошибка, заключавшаяся в том, что пресс-форму корпуса сделали вместе с буферным брусом и метельником. Соответственно, при прохождении кривых радиусом 286 мм, единственных на тот момент в ассортименте путевого материала жёстко закреплённая сцепка на буферном брусе, попросту сбрасывала прицепленный вагон с рельс. В итоге пресс-форму переделали, отделив буферный брус от торцевой стенки кабины. Он стал отливаться в отдельную форму. После отливки буферный брус приходилось вручную приклеивать на торец тележки. Поэтому модели из первой серийной партии с точки зрения технолога выглядят странно. Часть моделей из опытной партии сохранилась и, более того, точно можно утверждать, что несколько из них попало в нашу страну. Ниже фотография такого опытного образца из коллекции Михаила Кечетова

Модель электровоза Е499  из опытной партии    


    Серийная модель электровоза Е499 001 раннего выпуска отличается от последующих версий более достоверно переданной конструкцией тележек, а также составной металлической рамой из изолированных симметричных половин, скрепленных в верхней части скобой двигателя, а в нижней – винтом и гайкой. Определенные условности воспроизведения кузова локомотива, в частности, большой просвет между фронтальным листом кабины и призмой буферного бруса, размещенной на торце тележки, объясняется отсутствием в производственной программе на момент появления модели локомотива кривых радиусом более 286 мм, и результатами эксплуатации моделей опытной партии.


Модель электровоза Е499 первого выпуска


    Отчасти просвет компенсировался точностью посадки кузова на раму через балласты отливками внутренних частей лобовых стекол кузова. Значительные расстояние между крышей кузова и балластами рамы объясняется необходимостью размещения электрооборудования: общей шины пантографов, текстолитовой платы, дросселей цилиндрической формы, переключателя режимов питания и конденсатора. В свою очередь, балласты были исполнены в виде формованных полипропиленовых П-образных фигур с залитыми в них металлическими пластинами.  Цвет балластов был различным, что представлено на иллюстрации.


Ходовки модели Е499 с балластными грузами разных цветов


     Благодаря металлической раме  большинство моделей живы до сих пор и не требуют ремонта! Для размещения двигателя в кронштейне рамы потребовалось уменьшить его наружный диаметр. С появлением модели электровоза Е 499 фирма Zeuke перешла на выпуск компактных двигателей с корпусами из 2-х частей. Стоит отметить, что в модели Е499 удачно реализована концепция имитации освещения с использованием столь полюбившихся ныне новоявленным обитателям Рублевки кристаллов Swarovski. Следует отдать должное и привлекательной яркой окраске модели с удачно воплощенными колористическими решениями трех видов. В модели применена 4-х вальная трансмиссия с карданными шарнирами и червячной передачей конструкции фирмы Gutzold имеющая иные модули зубчатых передач, исполнение и размеры упорных подшипников червяков. Карданные валы выполнялись различных цветов. Это делалось для удобства сборки моделей на конвейере: валы различались длиной: расстояние от вала двигателя со стороны коллектора до первичной шестерни одной тележки и расстояние от тыльной стороны двигателя до первичной шестерни второй тележки не были одинаковыми. Чтобы не ошибиться при сборке на конвейере и обслуживании в дальнейшей эксплуатации шейки валов возле шарниров имели одно или два маркировочных кольца. Для исключения облома валов на хвостовиках двигателя в ранних выпусках применялись залитые в пластик диаметральные металлические пластины. Впоследствии, с применением более современных материалов металлические пластины упразднили. Тележки локомотивов - неразборные с накладками, установленными на подпружиненных быстросъемных металлических скобах.


    Начиная с 1969 года радикально изменилась конструкция тележек модели. Они стали разборными, с накладками, крепившимися посредством двух винтов и закладных гаек. Крепление тележек стало осуществляться подпружиненными упругими быстросъемными скобами. Изменилась конструкция контактных групп ходовой части: листовые контакты, работавшие по внутренним поверхностям бандажей колес, уступили место проволочным, работающим по поверхностям качения колес. В свою очередь, верхние части токосъемников стали работать по нижним плоскостям половин рамы модели локомотива.

    Ниже приведен сравнительный вид тележек ранней и средней версий модели.


Тележка 1-го выпуска    Тележка 2-го выпуска


    А вот и обе модели Е499 времен Zeuke в сборе. Вверху - боле поздняя, внизу - раняя.


Модели Е499 производившиеся Zeuke до начала 70-х


  • Привод у всех версий на все оси модели
  • Токосъем со всех колес
  • Возможен токосъем с контактного провода
  • Переключение режима токосъема осуществляется поворотом винта на крыше модели
  • Двигатель: трехполюсный, двухщеточный постоянного тока с металлическими щеткодержателями и компактным составным корпусом из 2-х частей.

    Позже, во времена ВТТВ, ради удешевления отказались от металлической рамы, что снизило как надежность модели, так и ее степень соответствия прототипу, поскольку ощутимо увеличился зазор между метельниками и кузовом. В таком виде модель выпукалась до конца 80-х. К сожалению, пока преемница Zeuke и ВТТВ, - фирма Tillig, не выпустила обновленную модель этого локомотива, что, было бы весьма неплохо, тем более, что новая версия электровоза Е11, имеющего похожую ходовую часть, выполнена на очень высоком уровне!



Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин

Публикации Главная страница